NoTime Lord
читать дальшеТ.к. термин "садистско-мазохистский" ассоциируется с извращениями и неврозами, Фромм вводит термин "авторитарный" характер, особенно если речь идет не о невротиках, а о нормальных людях. Такой человек восхищается властью и хочет подчиняться, но в то же время он хочет сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему.
Власть - это не "качество", которое человек "имеет", как имеет собственность или физическое качество. Власть является результатом межличностных взаимоотношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе. Власть: 1) рациональный авторитет, 2) подавляющая власть. Рациональный авторитет - оба объекта имеют одинаковые цели при разнице в положении. Подавляющая власть: один объект пытается выжать из второго все, что можно, а второй - всеми способами защитить доступную ему долю счастья - следовательно, интересы антагонистичны. При рациональном авторитете отношения "власть - подчинение" постепенно себя изживают, при подавляющей власти со временем дистанция становится все больше. При рациональной власти авторитет - объект, с которым хочется себя отождествлять, частично или полностью, преобладают элементы любви, восхищения и благодарности. Против эксплуататора возникает чувство ненависти, она может привести к таким конфликтам, которые ввергнут раба в более плачевное состояние, чем есть. Поэтому есть тенденция подавить ненависть или заменить ее чувством слепого восхищения. Различие между рациональной и насильственной властью относительно, в жизни мы в основном наблюдаем промежуточные стадии.
Власть не обязательно воплощается в каком-то лице или институте - это лишь внешняя власть. Власть может быть и внутренней, выступая под именем долга, совести или "суперэго".
Для авторитарного характера существуют, так сказать, два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчинитьсянезависимо от того, кто ее проявил. Сила привлекает его не ради тех ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, потому что она - сила. Бессильные люди вызывают его презрение. В авторитарном характере есть одна особенность, которая вводила в заблуждение многих исследователей: тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние "сверху". Иногда это сопротивление затемняет всю картину, так что тенденции подчинения становятся незаметны. Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессивных мер. Иногда отношение к власти раздваивается: люди могут бороться против одной системы власти, особенно если они разочарованы в недостаточной силе этой системы, и в то же время подчиняются другой системе, которая за счет своей мощи и больших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения.
Борьба авторитарного характера против власти является, по сути, бравадой. Это попытка утвердиить себя, преодолеть чувство собственного бессилия, но мечта подчиниться, осознанная или нет.ю при этом сохраняется. Авторитарный характер - никогда не "революционер", я <Фромм> бы назвал его "бунтовщиком". Многих невнимательных каблюдателей удивляют необъяснимые, казалось бы, переходы от "радикализма" к крайнему авторитаризму. Психологически эти люди - типичные бунтовщики.
Отношения авторитарного характера к жизни, вся его философия определяется его эмоциональными стремлениями. Авторитарный характер любит условия, ограничивающие свободу человека, он с удовольствием подчиняется "судьбе" в его понимании. Судьба может рационализироваться. В философии - "предназначение человека", "естественный закон"; в этике - "долг". Концепция первородного греха, тяготеющего над всеми следующими поколениями, очень характерна для авторитарного мышления. Однажды согрешив, человек навечно прикован к своему греху железной цепью. Последствия греха можно смягчить раскаянием, но раскаяние никогда не искупает вину до конца.
Активность у авторитарной личности основана на глубоком чувстве бессилия, которое она пытается преодолеть. Активность в этом смысле означает действие во имя чего-то большего, чем его собственное "я". Мужество авторитарной личности состоит в том, чтобы выдержать все, что бы ни послала ей судьба или живой ее представитель - вождь. Страдать безропотно - в этом высшая добродетель и заслуга, а не в том, чтобы попытаться прекратить эти страдания или уменьшить их.
Власть - это не "качество", которое человек "имеет", как имеет собственность или физическое качество. Власть является результатом межличностных взаимоотношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе. Власть: 1) рациональный авторитет, 2) подавляющая власть. Рациональный авторитет - оба объекта имеют одинаковые цели при разнице в положении. Подавляющая власть: один объект пытается выжать из второго все, что можно, а второй - всеми способами защитить доступную ему долю счастья - следовательно, интересы антагонистичны. При рациональном авторитете отношения "власть - подчинение" постепенно себя изживают, при подавляющей власти со временем дистанция становится все больше. При рациональной власти авторитет - объект, с которым хочется себя отождествлять, частично или полностью, преобладают элементы любви, восхищения и благодарности. Против эксплуататора возникает чувство ненависти, она может привести к таким конфликтам, которые ввергнут раба в более плачевное состояние, чем есть. Поэтому есть тенденция подавить ненависть или заменить ее чувством слепого восхищения. Различие между рациональной и насильственной властью относительно, в жизни мы в основном наблюдаем промежуточные стадии.
Власть не обязательно воплощается в каком-то лице или институте - это лишь внешняя власть. Власть может быть и внутренней, выступая под именем долга, совести или "суперэго".
Для авторитарного характера существуют, так сказать, два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчинитьсянезависимо от того, кто ее проявил. Сила привлекает его не ради тех ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, потому что она - сила. Бессильные люди вызывают его презрение. В авторитарном характере есть одна особенность, которая вводила в заблуждение многих исследователей: тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние "сверху". Иногда это сопротивление затемняет всю картину, так что тенденции подчинения становятся незаметны. Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессивных мер. Иногда отношение к власти раздваивается: люди могут бороться против одной системы власти, особенно если они разочарованы в недостаточной силе этой системы, и в то же время подчиняются другой системе, которая за счет своей мощи и больших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения.
Борьба авторитарного характера против власти является, по сути, бравадой. Это попытка утвердиить себя, преодолеть чувство собственного бессилия, но мечта подчиниться, осознанная или нет.ю при этом сохраняется. Авторитарный характер - никогда не "революционер", я <Фромм> бы назвал его "бунтовщиком". Многих невнимательных каблюдателей удивляют необъяснимые, казалось бы, переходы от "радикализма" к крайнему авторитаризму. Психологически эти люди - типичные бунтовщики.
Отношения авторитарного характера к жизни, вся его философия определяется его эмоциональными стремлениями. Авторитарный характер любит условия, ограничивающие свободу человека, он с удовольствием подчиняется "судьбе" в его понимании. Судьба может рационализироваться. В философии - "предназначение человека", "естественный закон"; в этике - "долг". Концепция первородного греха, тяготеющего над всеми следующими поколениями, очень характерна для авторитарного мышления. Однажды согрешив, человек навечно прикован к своему греху железной цепью. Последствия греха можно смягчить раскаянием, но раскаяние никогда не искупает вину до конца.
Активность у авторитарной личности основана на глубоком чувстве бессилия, которое она пытается преодолеть. Активность в этом смысле означает действие во имя чего-то большего, чем его собственное "я". Мужество авторитарной личности состоит в том, чтобы выдержать все, что бы ни послала ей судьба или живой ее представитель - вождь. Страдать безропотно - в этом высшая добродетель и заслуга, а не в том, чтобы попытаться прекратить эти страдания или уменьшить их.